27.07.2019 15:59

Особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте. Часть 1

Особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте. Часть 1

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, т. к. они сливаются в едином переживании человека. Например, восприятие произведений искусства в образах всегда сопровождается теми или иными эмоциональными переживаниями, выражающими отношение человека к тому, что он чувствует.

Эмоциями называют явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. Наиболее сложный период развития человека - это подростковый возраст. Несмотря на кратковременность периода, с 13-17 лет он во многом определяет всю дальнейшую жизни личности. В этот период эмоциональное развитие претерпевает существенное изменение. Это затрагивает физиологию организма, отношения, складывающиеся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, развитие познавательных процессов, интеллекта и способностей, также влияющих на личностное развитие ребенка.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, скачками настроения, возникновением агрессивности и других бурных реакций и связаны с неуспеваемостью, трудностями в общении со сверстниками и взрослыми и т.д.

В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) потребностям. Выделяют три основные функции эмоций:
1) обеспечение выживания индивида и группы,
2) указание на недостаточно эффективное функционирование человека,
3) указание на жизненные смыслы - как индивидуальные, так и групповые.

Эмоции играют очень большую роль в личностном развитии ребенка. Известно, что эмоциональные процессы сопровождаются разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов; причем эмоциональные реакции вызывают изменения в организме посредством не только нервных, но и гормональных механизмов. Итак, эмоции связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям.

Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию.

Установлено, что с возрастом дети начинают лучше определять эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличения числа параметров, по которым различаются эмоции.

Подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только с взрослыми, но и с детьми. Это касается как положительных, так и отрицательных эмоций: молодые люди могут любить и ненавидеть кого-то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.

Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.

Н. Герасимова
Продолжение следует

Особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте. Часть 1

Опубликовано 27.07.2019 15:59 | Просмотров: 577 | Блог » RSS