07.07.2019 14:24

Историческое развитие, особенности исполнения и современная интерпретация позы Arabesque. Часть 1

Историческое развитие, особенности исполнения и современная интерпретация позы Arabesque. Часть 1

Балет возник с конца XVI в. С течением времени он развивался, приобретая новые формы выражения и передачи идеи движением, трансформируется и сегодня. Многие образы, ставшие классическими с течением времени, хорошо известны зрителям, являются почти «визитными карточками» постановок, эпох, режиссеров, исполнителей-создателей. Так, например, образ лебедя, парящего над полом на кончиках пальцев, летящая Сильфида и кружащиеся в танце виллисы знакомы большинству зрителей. Этих героинь отличает одна лейтмотивная и совершенная поза - arabesque.

Arabesque - положение тела в профиль, при котором корпус стоит на вытянутой ноге или в demi-plie, другая нога вытянута назад под прямым углом к опорной ноге [2, с. 10]. Как именно исполнена данная поза, определяет не только хореографический образ, но и состояние героя, а также дальнейшее развитие хореографического текста в целом.

Первые зачатки классических движений и поз были заложены в Европе в XV-XVI в., когда балетное искусство появилось вследствие театрализации бальных танцев. Поза Arabesque представляла собой жест невербального обращения к партнеру или партнерше. Данное отношение между танцовщиками присутствовало в историко-бытовом танце (менуэт), который стал основой базой движений классического танца. С течением времени последний развивался, усложнялся и приобретал новые формы.

В области классического танца можно выделить три самодостаточные школы - французскую, русскую и итальянскую. Каждая из них отличается манерой исполнения техники классического танца и других упражнений, а также подходами в подготовке артистов балета и хореографов. Во французской школе насчитывается всего два вида арабесков: арабеск ouverte и арабеск crouisee. Здесь он мягкий, грациозный, но с излишней декоративностью пластики. Руки вялые, локти в данной позе провисают или жеманно приподняты с изящно раскинутыми пальчиками рук [1]. Отсутствие крепкого корпуса и энергичных сильных рук ограничивает движение во вращениях и прыжках, что создает впечатление томного и тающего танца. Визитной карточкой французской школы является балет «Жизель» (композитор А. Адан, хореография Ж. Коралли и Ж. Перро). Arabesque является основой танцевального образа героини. В первом акте показана поза энергичная, вытянутая и устремленная вверх, характеризующая Жизель и ее подруг как активных молодых девушек. Однако во втором акте поза тающая, так как корпус подается вперед за слегка провисшими локтями и кистями рук; именно это положение отличает мир живых от мира мертвых.

Совершенно необычными кажутся арабески итальянской школы Чеккетти. Они самодостаточны и не являются производными каких-то движений рук или ног в отличие от русской и французской школ. Итальянские позировки отличаются от других, потому что не подчиняются общим правилам. В данном случае нарушаются все базовые принципы равновесия: танцовщик должен отклониться от перпендикулярной линии центра тяжести и найти новую линию равновесия. Корпус остается идеально прямым по отношению к полу. Одной из особенностей также является то, что руки всегда вытянуты в локтях и находятся строго на одной линии либо параллельно друг другу, а кисти рук направлены вниз [3, с. 145]. В итальянской школе существует пять основных позиций arabesque, есть и перекрещенные арабески (правые нога или рука меняется на левые и наоборот); таким образом, каждый арабеск исполняется в двух позировках, образуя десять поз. Итальянскую манеру исполнения можно отметить в па-де-де из Голубой птицы и Принцессы Флорины из балета «Спящая красавица» (композитор П. И. Чайковский). В 1880 г. итальянцы Э. Чеккетти и Д. Лимидо привнесли сложнейшие прыжки-антраша, искусные вращения и идеально прямой корпус в исполнение арабесков.

Белякова Е. П.
Продолжение следует

Историческое развитие, особенности исполнения и современная интерпретация позы Arabesque. Часть 1

Опубликовано 07.07.2019 14:24 | Просмотров: 1018 | Блог » RSS