28.06.2019 22:57

Монументальное искусство Челябинска: традиции и новации. Часть 2

Монументальное искусство Челябинска: традиции и новации. Часть 2

Конец XX - начало XXI в. связаны с появлением и развитием такого направления как монументальный станковизм, который помог художникам выразить свое понимание и ощущение исторической и современной реальности, осознать высокое предназначение творца в обществе.

Первым произведением монументальной живописи XXI в. в г. Челябинске заслужено можно считать росписи в театральном корпусе Челябинского государственного института культуры. Открытие состоялось в апреле 2018 г., в честь 50-летия вуза. Около трех месяцев шла серьезная работа. Фойе корпуса было отреставрировано, на его стенах расположились три монументальные росписи общей площадью 64 на 96 кв. м. Над проектом трудился живописец- монументалист, автор монументальных росписей, картин, рисунков, гравюр, акварелей, член Союза художников СССР К. В. Фокин вместе с преподавателями, студентами факультета декоративно-прикладного творчества М. Р. Габидуллиной, А. А. Ржавитиной, Д. Попковым, А. Юрнаевой и А. Пяхиной.

Роспись выполнена в традициях реализма, включает в себя разные исторические периоды жизни нашей страны. В основу эскизов были положены фрагменты работ прошлых лет К. Фокина. Первая стена по задумке автора посвящена искусству и культуре России, на которой изображены портреты русских писателей, поэтов, художников, балетмейстеров, композиторов и т. д.

Вторая стена посвящена истории Российского государства. К. В. Фокин постарался заложить в произведения идею того, что Россия не просто одно из государств мира, а некая особая цивилизация. Фронтальная стена, посвященная теме любви и любви к искусству, олицетворяет деятельность Челябинского государственного института культуры. На ней изображены музыканты, хореографы в пластических позах, художники, рисующие с натуры прекрасные модели. Подобные художественные практики были распространены в XX в., однако с развитием технологий росписи стен в значительной степени отошли на второй план.

Таким образом, работа, проделанная в стенах вуза, стала возрождением уникального искусства монументальной росписи. Современное монументальное искусство остается востребованным, не теряя своей актуальности, всегда имеет своих зрителей.

Литература
1. Валентин Качалов. О небесном и земном. Выставка живописи / авт. вст. ст. Г. С. Трифонова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. - 32 с.
2. Трифонова, Г. С. Современное искусство Урала и уральские творческие организации Союза художников России / Г. С. Трифонова // Изобразительное искусство Российской Федерации. В 9 т. - Москва: Гранат, 2013. Т. 9. - С. 10-29.
3. Чурсин, Д. В. Монументальная живопись в интерьерах современных общественных зданий: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Дмитрий Владимирович Чурсин; Урал. гос. архитектур.- худож. акад. - Екатеринбург, 2006. - 130 с.
4. Прокопцов, В. И. Основные тенденции развития монументальной живописи Белоруссии (1917— 1980 гг.): дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Владимир Иванович Прокопцов. -Москва, 1984. -188 с.

Вербицкая Н. В.

Монументальное искусство Челябинска: традиции и новации. Часть 2

Опубликовано 28.06.2019 22:57 | Просмотров: 727 | Блог » RSS