28.06.2019 22:56

Монументальное искусство Челябинска: традиции и новации. Часть 1

Монументальное искусство Челябинска: традиции и новации. Часть 1

С давних времен одним из важных предназначений монументального искусства считалась политическая, идеологическая пропаганда. Традиция прославления представителей власти, значимых в жизни общества и культуры событий посредством оформления интерьеров и экстерьеров гарантировала программируемое воздействие на формирование сознания людей. Влияние, оказываемое произведениями монументального искусства, отличается тем, что со сменой власти, политических режимов, смертью культовых личностей, оно сохраняется и для последующих поколений. Так, например, в художественном стиле XXI в. наблюдаются схожие с предшествующим периодом отечественного искусства тенденции. В массовой культуре присутствует заинтересованность к сюжетам довоенной и послевоенной эпохи. Данную связь на основе анализа формирования традиций и новаций в современном монументальном искусстве Южного Урала можно проследить на примере сохранившихся интерьеров и экстерьеров г. Челябинска (период с 1970 г. до наших дней).

Начало нового этапа в монументальном искусстве Южного Урала относится к 1970 г. [4]. Именно с этого года, опираясь на принципы В. Фаворского и Л. Бруни, в г. Челябинске приступило к работе новое поколение художников-монументалистов, выпускников Мухинской школы: К. В. Фокин, В. Г. Мишин, Л. Н. Костина, С. Л. Черкашин, В. С. Сорокин, З. Н. Латфулин. Благодаря их появлению, в монументальной живописи Челябинска появилось символическое сопряжение и обобщение отечественной истории и современности, трансформация происходила в соответствии с изменениями в архитектуре [4]. Темы искусства и творчества, образы природы, человеческого бытия были раскрыты, изображены наполненными красотой и радостью.

Большинство памятников-росписей было уничтожено во времена перестройки. Из тех немногих, что сохранились до сегодняшнего дня, можно упомянуть: работу «Новый Прометей» (расписанный плафон в зрительном зале театра ЧТЗ) К. В. Фокина; роспись В. П. Сорокина в фойе того же театра; роспись в юридическом техникуме «От каждого - по способности, каждому - по труду» Л. Н. Костиной; мозаику, украшающую фасад татаро-башкирской библиотеки З. Н. Латфулина, мозаичное панно «Завоевание космоса» на здании политехнического техникума В. Г. Мишина. Работы Л. Н. Костиной «Декрет о земле», «К Пугачёву», «Россия мать наша» и др. задали цветовой, пластический, композиционный и образный ритм в живописи 1970-1990-х гг. В творческом поиске нового, современного понимания живописи художников, начинающих свою творческую деятельность в 1970-х гг., таких как В. Г. Мишин, В. В. Качалов, З.Н.Латфулин, Н. Д. Аникин, П. П. Ходаев и других, проявились тенденции модернизма и постмодернизма [2].

Во времена перестройки развитие монументальной живописи и монументального искусства приостановилось [3]. Причиной этому стали изменения в общественном строе и государственной идеологии. Большая часть государственных объектов перешла в частное владение, что привело к тому, что украшение зданий росписями стало слишком затратным и невыгодным делом для предпринимателей.

На современном этапе развития интерьерного и экстерьерного искусства усилилась роль дизайна в стиле хай-тек. Компьютерные технологии начали вытеснять ручной художественный труд. Росписи, наполняющие смысловой нагрузкой пространство, становятся все менее востребованными в связи с возникшими новыми стилевыми особенностями художественного творчества. Однако художники-монументалисты находят себе иное применение. В 1990-2000-е гг. большинство заказов стало поступать от Русской православной церкви - храмов, монастырей, многие из которых строились или требовали реставрации. Над созданием росписей, мозаик и иконостасов работали такие известные современные художники-монументалисты, как В. В. Качалов (в. Челябинске, Анапе, Лесосибирске, Санкт-Петербурге), художник-график, иконописец В. С. Савочкин, участвовавший в реставрации икон в челябинском Свято-Симеоновском соборе, написавший иконы в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», Святой Троицы и др. Художники Челябинска в соприкосновении с религиозной традицией создают произведения высочайшей эстетической ценности. В качестве примера можно привести представленные на выставке «О небесном и земном» в Южно-Уральском университете картоны мозаик В. В. Качалова [1].

Вербицкая Н. В.

Монументальное искусство Челябинска: традиции и новации. Часть 1

Опубликовано 28.06.2019 22:56 | Просмотров: 861 | Блог » RSS