23.06.2019 20:04

Современные читательские вкусы и их роль в формировании языковой моды

Современные читательские вкусы и их роль в формировании языковой моды

Известно, что читательские вкусы связаны с особенностями мировосприятия, с определенными шаблонами социокультурного мышления [3]. Читательские предпочтения, как и отношение к чтению в целом, мы решили сопоставить с особенностями формирования современной языковой моды, обнаруживающей тенденцию к массовой жаргонизации, стилистической сниженности, широкому проникновению в обыденную речь компьютерного сленга [2]. С этой целью мы разработали анкету (Приложение 3), направленную на выявление читательских приоритетов. Нам важно было понять, как современные носители русского языка оценивают степень влияния чте¬ния, интерпретации художественных текстов на развитие уровня мышления, воображения и т. д. Анкета, включающая 14 разработанных нами вопросов, была предложена респондентам в возрасте от 22 до 72 лет, являющимся жителями г. Тюмени, г. Уссурийска, г. Астрахани, г Южно-уральска, г. Троицка, г. Челябинска, г. Кургана.

К каким заключениям мы пришли, оценивая результаты анкетирования? Так, 70% опрошенных полагает, что чтение - один из способов интеллектуального и речевого развития, важнейший способ развития логического мышления. Некоторая часть респондентов (10-15%) отмечает, что чтение способствует самообразованию, повышению уровня общей гуманитарной культуры. Представлены и ответы, указывающие, что чтение - это способ эмоциональной разрядки и даже способ отвлечься от насущных проблем. Почти единодушно анкетируемые согласились с тем, что чтение вслух способствует развитию внимания, хотя встречаются ответы «все зависит от конкретной книги».

Отметим, что в нашем материале встречаются развернутые суждения, являющиеся, по сути, небольшими эссе. Среди важнейших выводов, которые мы извлекли из представленных размышлений, следующие: книги помогают научиться размышлять и фантазировать, иллюстрации в книгах обогащают мышление детей, способствуют их творческому развитию, книги способны привить детям ценности, которые те проносят через всю жизнь. Эти рассуждения во многом расходятся с широко распространенным в обществе мнением о том, что современные россияне мало читают и не рассматривают чтение как ключевой способ познания мира, интеллектуального и культурного развития.

На вопрос анкеты «Каким книгам вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и человеке?» мы получили разнообразные ответы, среди которых: «детективы Т. Степановой и А. Марининой» (47 лет, г. Курган, работник РОЦ «Ариадна»), «Война и мир» (44 года, старшая медсестра, г. Тюмень), энциклопедии, научно-популярные книги (21 год, продавец, г. Тюмень), популярная литература, публицистика С. Гандлевского, Г. Дашевского, Л. Успенско¬го, русская и зарубежная классика, современная проза, фантастика. Некоторые респонденты затруднились ответить на этот вопрос или дали очень широкие ответы, например: «разные книги», «предпочитаю ориентироваться на отзывы в Интернете» и т. д. В качестве любимых писателей и поэтов были указаны О. Бальзак, Э. М. Ремарк, Ф. Кафка, О. Уайльд, Д. Оруэлл, Э. Хемингуэй, М. Метерлинк, Г. Ибсен, М. Сервантес, Д. Сэлинджер, А. де Сент-Экзюпери, М. Твен, Д. Лондон, В. Гюго, Ж. Метеллюс, Р. Шарма, Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, М. Шолохов, Н. Островский, Л. Петрушевская, Б. Акунин, Т. Устинова, А. Маринина, Слава Сэ, В. Маяковский, М. Цветаева, Ф. Тютчев, М. Лермонтов.

Среди предпочтительных жанров литературы наши респонденты выделили исторические и любовные романы, воспоминания, философские трактаты, научные и публицистические статьи, новеллы, поэмы, повести, комедии. Многие из принявших участие в нашем опросе отдают предпочтение детективам. Считаем, что это в опреденной степени является показателем современных стереотипов отношения к чтению: большая часть россиян в двадцать первом веке не тяготеет к серьезной литературе, остающейся в приоритете для людей начитанных, образованных, обладающих достаточно высоким уровнем гуманитарной культуры. Этот стереотип, возможно, и ошибочен, однако он существует, причем обосновывается тем, что современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на общественное сознание компьютерных технологий [1].

Нам показался интересным факт, что представители более молодого поколения (ученики, студенты) отмечают, что, помимо школьной / вузовской программы, либо читают время от времени, либо не читают вовсе. Показательно также, на наш взгляд, что чтение для них является способом отвлечься от насущных проблем (хотя ожидалось, что чтение все же будет в какой-то мере связываться с возможностью приобретения новых знаний, что оно будет рассматриваться как основа для формирования жизненного опыта и т. д.). Кроме того, молодые респонденты в массе своей не считают, что любовь к чтению прививается с детства.

Подводя итоги, отмечаем, что общая тенденция к стилистической сниженности речи современных россиян, своеобразная языковая мода на компьютерный сленг, широкое проникновение разговорных и даже просторечных языковых элементов в различные стили и жанры массовой коммуникации в некоторой степени может быть связана с тенденцией к снижению качества читательских вкусов.

Литература
1. Баринов, Д. Н. Трансформация читательских практик в современном российском обществе / Д. Н. Баринов // Культура и искусство. - 2014. - № 6. - С. 660-667.
2. Бродовская, Е. В. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности / Е. В. Бродовская, Е. В. Шумилова // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 3 (115). С. 5-18.
3. Дубин, Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре / Б. Дубин. - Москва, 2010. - 385 с.

Зубарева А. С.

Современные читательские вкусы и их роль в формировании языковой моды

Опубликовано 23.06.2019 20:04 | Просмотров: 820 | Блог » RSS