17.05.2019 18:31

Художественная среда как фактор развития социума: современные подходы к проектированию

Художественная среда как фактор развития социума: современные подходы к проектированию

Одна из популярных тем сегодня – создание так называемых «креативных пространств» – проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию художественных инициатив. Креативное пространство планируется создать с помощью современного искусства. В таком случае, оно должно выполнять следующие функции: эстетическую, социальную, рекреационную, воспитательную и другие немаловажные функции.

Именно городская культура явилась основой для возникновения и развития современного искусства, воздействие которого на личность в настоящее время постоянно возрастает. Являясь одной из главных составляющих нашей реальности, городская среда влияет на все стороны общества: на усвоение норм и правил поведения в городе, на характер мышления, на выработку у человека представлений об окружающей действительности, на формирование его внутреннего мира. Художественная коммуникация состоит из четырёх взаимосвязанных элементов: художника, произведения искусства, аудитории и общества. По мнению Филюшкиной Д.В., при рассмотрении основ данного механизма мы сможем определить взаимное влияние между элементами, понять какие социальные типы преобладают в обществе и каких ценностных ориентиров это общество придерживается.

Но существует барьер между системой традиционных институтов культуры и современной художественной жизнью. Этот барьер между традиционными институциями и актуальными вызовами культуры особенно остро ощутим в городах с сильной художественной традицией, где музеи, библиотеки, академии, театры, обладают бесспорным авторитетом и представляют «лицо» этого города. Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками. На «выходе» мы получаем совершенно новый вид институций, их роль исследуется меньше. Но анализируя современное культурное пространство России, нельзя не отметить, что оно стабилизируется в структурах, аналогичных западным.

Высоцкий Б.В. посвятил этому вопросу свою диссертацию «Становление институциональной системы современной художественной культуры Санкт-Петербурга». В своей работе он поднимает вопрос о новых формах институций культуры: «Частные галереи стали необходимыми институциями культурной жизни в условиях ослабления государственного контроля над искусством; частные галереи выполняют функции малых музеев современного искусства, совмещая их с риэлтерскими на художественном рынке..» «Арт-Центр - новая институция, которая опирается на традиции нонконформизма в искусстве и представляет собой сбалансированную модель культурной системы, она вывела творчество, оппозиционное официальному советскому искусству, из андеграунда в открытое публичное пространство».

Одной из главных проблем нашего региона является отсутствие внутренней эстетики и художественной среды. Траектория развития культурных институций не приводит к решению данных проблем. Актуальность нашего исследования вытекает из сложившейся проблемы: требуется глубокое изучение ситуации и создание социо-культурных проектов для совершенствования художественных институций, а так же для изменения художественной среды, сложившейся в обществе.

Ляпунова Н.В.

Художественная среда как фактор развития социума: современные подходы к проектированию

Опубликовано 17.05.2019 18:31 | Просмотров: 814 | Блог » RSS