13.04.2019 17:37

Германия: за сохранение экосистемы немецкого языка на примере акции «Слово года»

Германия: за сохранение экосистемы немецкого языка на примере акции «Слово года»

Одним из необычных и общественно значимых средств сохранения экосистемы современного немецкого языка является акция «Слово года», проводимая в различных странах и регионах с целью выявления наиболее актуальных, значимых и популярных слов и выражений. Выбор «слова года» осуществляется либо экспертным жюри, либо общественным опросом. Впервые акция «Wort des Jahres» была проведена в Германии в 1971 году по инициативе «Общества немецкого языка». С 1977 года мероприятие проводится ежегодно. Выбирается десять "слов года" из выдвинутых кандидатов. В финал выходят не наиболее часто употребляющиеся, а те слова, которые наиболее метко отражают самые важные события и темы и, таким образом, подводят своеобразный лингвистический итог года. Позднее стали избирать «анти слово года», «молодёжное слово года», «предложение года».

Всем известно, что немецкий язык во всех областях современной общественной жизни заменен большим количеством иностранных, и в большей степени английских слов, а также неологизмов. Активизацию этого процесса специалисты связывают с социальными причинами, в том числе с причинами политического характера. Не случайно с 2010 года в Германии проводится также акция по выбору англицизма года «Anglizismus des Jahres», основателем которой был немецкий лингвист Анатоль Штефанович. Условием выбора англицизма года является то, что слово должно частично или полностью происходит «присяжных» Германии, заполнять пробелы в лексике немецкого языка. Акция, по мнению ее создателей, должна быть направлена на улучшение понимания заимствований и уже нашла международное признание.

Нашей целью было проведение небольшого исследования, которое включает в себя рассмотрение избранных слов года в Германии за последние 7 лет, поиск причинно-следственной связи их с социальной культурой страны; выяснение причин выбора этих слов и обозначение их лингвистических особенностей.

Представлен краткий обзор избранных слов года 2010 - 2016 гг., которые в настоящее время оказывают большое влияние на немецкий язык.

В конце делается вывод о том, что язык - это тоже живое существо, он эволюционирует, принимает различные состояния и просто живет. В этой трансформации заключается естественность процесса, который никак не остановить: изменяется общество - изменяется культура общества, а следовательно, и язык.

Однако нельзя не согласиться с мнением некоторых лингвистов, что внедрение англицизмов и неологизмов, возможно, наносит вред и немецкому языку. Немцы опасаются того, что англо-американские заимствования в огромном объеме могут стереть языковую и культурную идентичность Германии. Заимствования, особенно обозначающие актуальные для современной жизни общества понятия и явления, довольно быстро вливаются в немецкий язык и употребляются его носителями в разных видах коммуникации, более того, они вступают в акты дальнейшего инновационного процесса. Нельзя не согласиться с мнением ученых-языковедов, что немецкий язык - это не просто язык немецкого народа, это его культурное наследие. И, прежде всего, его нужно сохранить для последующих поколений, разрабатывая эффективные меры сохранения его экосистемы - взаимодействия людей, общества и средства коммуникации.

Воеводина Е. А.

Германия: за сохранение экосистемы немецкого языка на примере акции «Слово года»

Опубликовано 13.04.2019 17:37 | Просмотров: 767 | Блог » RSS