23.12.2018 20:00

Я. А. Коменский о проблеме поощрений и наказаний

Я. А. Коменский о проблеме поощрений и наказаний

Великий гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670), относящийся к детям, как к великому счастью, вовсе не призывал к всепрощению и самотёку. Громадное уважение к ребёнку органически сочеталось в его учении со столь же большой требовательностью. В своём труде «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» Коменский, направляя юношество ко всему доброму в первые годы его жизни, призывает пользоваться только научными средствами:
1) постоянный образец добродетелей;
2) своевременное и разумное наставление и упражнение;
3) умеренная дисциплина.


Чешский педагог отмечает, что «…в том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение к друг другу… Если это будет происходить постоянно, то, несомненно, не нужны будут ни множества слов для наставления, ни побои для принуждения». [4, стр. 21]

Тем не менее, Коменский подчёркивает, что, чтобы дети более обращали внимание на примеры добродетелей и на увещевания, иногда нужно также наказание: «Здесь я не могу воздержаться от того, чтобы не выразить сурового порицания обезьяньей или ослиной любви со стороны некоторых родителей по отношению к детям. Закрывая на всё глаза, такие родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания».

Мыслитель считает, что должно исполняться Писание, которое утверждает, что розга и наказание приносят мудрость, а своевольный ребёнок покрывает свою мать стыдом. Если родители не повинуются этому совету, то получают от детей своих не наслаждение и покой, а позор, укоризну, огорчение и беспокойство. «Дикое дерево не может приносить плоды привитого».



Я. А. Коменский о проблеме поощрений и наказаний

Опубликовано 23.12.2018 20:00 | Просмотров: 903 | Блог » RSS