21.12.2018 15:36

В. А. Сухомлинский о проблеме поощрений и наказаний

В. А. Сухомлинский о проблеме поощрений и наказаний

«Если бы меня спросили, какая в нашей сложной профессии самая сокровенная тайна, от овладения которой зависит способность властвовать умами и сердцами, я бы ответил: умение воспитывать у питомцев правильное отношение к моему неодобрению, осуждению» [3, стр. 9]

Сухомлинский проповедует воспитание в человеке умения управлять своими желаниями, и через это возвышать его, а не унижать, как это делают учителя, наказывая учеников.

«Ремень и тумаки в воспитании… Стыд и позор нам, педагогам, - стыд и позор потому, что в школу, в это святое место гуманности, добра и правды, ребёнок нередко боится идти, потому что знает: учитель расскажет отцу о его плохом поведении или неудачах в учёбе, а отец будет бить». [3, стр. 10]

Василий Александрович пишет, что записывая в дневник негативную запись, учитель, по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына.

Ребёнок ненавидит того, кто бьёт, подчёркивает Сухомлинский. Он очень тонко понимает и чувствует, что руку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя, школу и книгу. Воспитание моральных привычек – вот основа нравственности в педагогике Сухомлинского. Он считает, что наказание в воспитании моральных привычек – вещь недопустимая. Этот инструмент вообще требует огромнейшей выдержки и такта.

«У хорошего мастера он всегда наготове, но он им никогда не пользуется. Там, где процветают наказания, где за каждый возможный отрицательный поступок предусмотрено соответствующее наказание, не может быть и речи о моральных привычках. Со времён Каина…мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием: как раз наоборот». [3, стр. 14]

Самый большой вред, который причиняют детям и подросткам непродуманные, применённые сгоряча наказания, заключается в том, что наказанному уже не нужно прилагать внутренние духовные силы к тому, чтобы стать лучше. Значительно легче наказать, считает Сухомлинский, чем добиться того, чтобы человек переживал собственную вину, карал себя своей совестью. Автор добивался того, чтобы, осмыслив свой дурной поступок, ребёнок переживал мысль: я должен быть не таким, какой я сейчас. Переживание собственной вины – важный источник непримиримости и нетерпимости к дурным поступкам других.

Сухомлинский отмечает, что непродуманное применение наказаний ослабляет ученический коллектив и часто приводит к круговой поруке. На первом этапе своего возникновения с точки зрения детей круговая порука является справедливой защитой коллектива против несправедливости педагога.

Автор пишет: «А ведь нередко воспитатели пытаются даже добиться того, чтобы детский коллектив одобрил наказание, наложенное на школьника, создают видимость общественного мнения у детей, даже делают попытку наказать от имени целого коллектива. Эти попытки приносят очень большой вред, так как вносят дезориентацию в тот небольшой опыт общественной жизни, который есть у школьников». [3, стр. 18]

Сухомлинский пишет, что он, как правило, прощает ребёнка, совершившего по ошибке дурной поступок. Прощение, по его мнению, затрагивает самые чувствительные уголки детского самолюбия, рождает в душе ребёнка волевую активность, направленную на то, чтобы исправит ошибку. Ребёнок не только глубоко раскаивается в совершённом, но и искупает вину активной деятельностью. Наказание, пишет автор, тем более, если справедливость его сомнительна (именно так и бывает в подавляющем большинстве семейных конфликтов), огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает её.

В. А. Сухомлинский о проблеме поощрений и наказаний

Опубликовано 21.12.2018 15:36 | Просмотров: 1372 | Блог » RSS