03.12.2018 22:09

Философская основа эвристического метода

Философская основа эвристического метода

Человек- субъект преобразования био,-гео,-химической энергии в энергию культуры- созидание материальных и духовных ценностей необходимых для обеспечения целостности, стабильности, развития общества человечества.

Основной вопрос философии: соотношение духовного и материального; отношение мышления к бытию. Определение ценностей развития созидательной деятельности человечества.

Эвристика представляет из себя специфическую научную отрасль, исследующую творческую деятельность индивидов. Ввиду развития этой области знания на протяжении не менее двух тысячелетий, существует комплексное представление о понятии "эвристика" как таковом.

1. Философский Энциклопедический словарь под эвристикой понимает искусство изобретения; руководство к тому, как методическим путём находить новое.

2. Философская Энциклопедия определяет эвристику как организацию процесса продуктивного творческого мышления (отсюда: эвристическая деятельность). В этом смысле эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач (например, механизмы установления ситуативных отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве вариантов, формирования опровержений с помощью контрпримеров и пр.) [Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. – 779 c.]

В соответствии с этим определением ключевой объект изучения науки эвристики – это творческая деятельность; предмет и проблематика исследования – задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирование описаний внешнего мира.

3. Новая философская Энциклопедия определяет эвристику как методологию научного исследования; методику обучения, основанную на открытии и догадке. Изучение эвристических методов демонстрирует определённое сходство исследовательских процедур и деятельности в той их части, которая связана с творческим обобщением наличного материала и выдвижением гипотез. (Детальное изучение эвристических приёмов в математике, к примеру, было предпринято Д. Пойа). [Новая философская Энциклопедия: в 4х томах; М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001 – 2035 c.]

4. Философская Энциклопедия (под ред. Константинова) совокупно представляет эвристику как: 1) момент открытия нового; 2) методы, используемые в процессе такого открытия; 3) науку, изучающую творческую деятельность; 4) метод обучения (например, сократические беседы).

5. В современном понимании эвристика - это теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

6. В наиболее кратком виде эвристика определяется как "наука о том, как делать открытия". Это определение принадлежит известному математику Джорджу Пойа (книга "Математическое открытие"). [Большой Психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г.Мещерякова, акад. В.П.Зинченко. 2003 – 818 c.]

Философская основа эвристического метода

Опубликовано 03.12.2018 22:09 | Просмотров: 537 | Блог » RSS