22.11.2018 22:18

Слова-элементы ценностно-смыслового кода нации в предпочтениях молодых носителей языка

Слова-элементы ценностно-смыслового кода нации в предпочтениях молодых носителей языка

Изучение национальной языковой личности раскрывает уникальный ценностно-смысловой код нации. В нашей работе поставлена цель - рассмотреть, какие слова являются главными в этом коде языка у молодых людей разных национальностей. Мы провели опрос среди студентов- первокурсников - носителей русской культуры и представителей культуры исламской части Евразии.

Для анкеты мы взяли из ассоциативного словаря 50 слов «ядра языкового сознания» и предложили респондентам выбрать из списка по пять слов с положительным и с отрицательным значением, объяснив свои языковые предпочтения.

Результаты опроса среди русских респондентов показали, что юноши и девушки часто выбирают одинаковые слова:
1) «семья», «любовь», «счастье», «жизнь», «свобода», «умный», «правда», «дом», «мать» (слова с положительным значением);
2) «обман», «одиночество», «дурак», «чужой», «смерть», «чёрный», «глупый», «нет», «город», «деньги», «мало», «огонь» (слова с отрицательным значением).

Анкеты молодых людей из Азии показали, что их культурный «код» во многом похож на русский, так как были выбраны слова:
1) «семья», «счастье», «Бог», «жизнь», «любовь», «мать», «дом», «друг», «свобода», «воля», «милосердие», «сын» (слова с положительным значением);
2) «обман», «чужой», «одиночество», «смерть», «нет», «плохо», «чёрный», «ночь», «деньги», «дурак» (слова с отрицательным значением).

Мы видим, что сходства в языковом ценностно-смысловом коде молодых людей разных национальностей больше, чем различия, потому что выбираются одни и те же реалии и явления. Среди положительных языковых предпочтений большую роль играет понятие семьи, желание счастья и любви, возможность иметь свободное время. Одинаковые слова выбирают молодые люди разных национальностей в качестве отрицательных предпочтений. Для всех на первом месте по негативу стоит обман, смерть, одиночество.

Однако ценностно-смысловой код русских молодых носителей языка включает в себе меньшее количество слов, и он вариативен. В нём не отмечается религиозный компонент, тогда как у студентов-иностранцев он занимает ведущую позицию.

В целом же мы приходим к заключению, что между ценностно¬смысловыми кодами молодых людей разных национальностей больше сходства. Это показывает, что не такие мы и разные. Возможно, в будущем эти коды наших народов станут ещё более похожими.

Ниязи Н.Г.Х.

Слова-элементы ценностно-смыслового кода нации в предпочтениях молодых носителей языка

Опубликовано 22.11.2018 22:18 | Просмотров: 138 | Блог » RSS