13.10.2018 00:38

«Нулевые»: риторика СМИ и апокалипсис в слове

«Нулевые»: риторика СМИ и апокалипсис в слове

Несмотря на невероятный прежде уровень развития науки и знания о мире, столь острая тема, как Апокалипсис неизменно находит отклик в сердцах и умах людей. Рубеж столетий и тем более - тысячелетий - время заметных социальных и экономических катаклизмов. Именно в эти моменты роль СМИ в создании общего информационного поля становится особенно заметной. И «конец света» - один из самых популярных информационных поводов.

Так называемый «Миллениум» стал темой огромной информационной компании к. ХХ-нач. XXI вв. Временной интервал, к которому мы обращаемся для исследования - нестабильная политическая и экономическая ситуация, вторая чеченская компания, кризис 1998 года, безработица и крайне низкий уровень доходов большей части населения страны. Все это сделало людей очень восприимчивыми к такой эмоциональной теме Апокалипсиса. Эсхатологические сюжеты были вновь актуализированы. Почему интересны именно печатные СМИ?

Выбор материала объясняется следующими факторами, сошедшимися в одной временной и пространственной точке:
- переход страны к свободному рынку - газеты превратились в коммерческие организации, вынужденные выживать самостоятельно;
- высокая степень доверия к печатному слову у читательской аудитории - газета была одним из самых доступных и авторитетных источников информации;
- огромные тиражи - эпоха доступного Интернета еще не началась и газета отвечала потребности нахождения информации.

Анализ традиционных СМИ «нулевых» даст ответ на вопрос о формировании культурной политики государства в том числе, а потому риторика газеты как печатного органа - интерес не только лингвистический, сколько социокультурный. Достаточно вспомнить, что в нашей стране газета «боролась» с безграмотностью, была инструментом идеологического воздействия на протяжении всей советской эпохи; а позже - это промо-среда и площадка, решающая политические и коммерческие задачи. Что можно было констатировать в «нулевые»? Изменились основные цели, миссии газет, стал трансформироваться и язык. Во многом он приблизился к разговорному, а нередко к сленговому, «блатному». А позже стал претендовать и на язык рекламы. Устная речь и газетный язык образовали так называемую «системную петлю обратной связи», оказав взаимное влияние друг на друга.

Потемкин П.А.

«Нулевые»: риторика СМИ и апокалипсис в слове

Опубликовано 13.10.2018 00:38 | Просмотров: 515 | Блог » RSS