08.10.2018 11:24

Творческий кластер, как явление современной культуры и инструмент развития территорий

Творческий кластер, как явление современной культуры и инструмент развития территорий

В последние два с половиной десятилетия можно наблюдать активное развитие проектов креативной экономики. В культуре стали видеть мощный и пластичный материал для создания особой экономики, которую стали называть «экономика впечатлений». Разработка креативных кластеров - как одно из ее направлений, также на сегодняшний день является динамичной областью работы для специалистов различных научных и прикладных направлений - урбанистика, культурология, социология, сфера экономики в виде творческого труда, в ряде случаев структуры власти по развитию экономики города или города в целом.

Изучением всех аспектов креативной экономики занимается широкое научное сообщество, характеризующееся ярко выраженной междисциплинарностью. Среди выдающихся исследователей, на наш взгляд, можно назвать Чарльза Лэндри, Джона Хоккинса, Ричарда Флориду, Дэвида Хэзмондалша. Из отечественных исследователей изучением креативной экономики и ее явлений занимаются Е.В. Зеленцова, С.В. Гнедовский, А.А. Гончарик, Т.В. Абанкина. Примечательно и то, что в последнее десятилетие было проведено значительное число научных конференций по креативной экономике, как в столице, так и в регионах (Сургут, Тольятти, Пермь, Екатеринбург).

В ходе нашего исследования мы проанализировали ряд зарубежных и отечественных креативных кластеров. Описав их модели, мы выделили характерные особенности их работы и структуры, делая особый уклон на анализе их социокультурных функций. Мы пришли к выводу, что креативный кластер в целом имеет универсальную модель структуры, но также обладает рядом национальных черт в своем содержании.

Как правило, креативный кластер объединяет на конкретной территории (чаще всего на бывших промышленных производствах) компании творческого труда (их деятельность основана на эксплуатировании интеллектуальной собственности). В кластере отсутствует вертикаль власти, отношения между участниками строятся на равном и активном взаимодействии. Благодаря своей коммерческой составляющей, кластер может предоставлять бесплатные (или частично платные) культурные услуги. Они отличаются своей направленностью на современную культуру, получая тем самым собственного посетителя, отличного от посетителя традиционных учреждений культуры. Российские творческие кластеры, как правило, имеют схожую модель, но содержанием своей культурной деятельности они стремятся проникнуть в актуальные культурные, социальные и политические реалии характерные именно для России.

Сибрина Я. С.

Творческий кластер, как явление современной культуры и инструмент развития территорий

Опубликовано 08.10.2018 11:24 | Просмотров: 494 | Блог » RSS