24.01.2018 14:46

Есть ли будущее у высшего образования (экономический аспект)?

Есть ли будущее у высшего образования (экономический аспект)?

Тема перспективы развития университетов является актуальной в настоящее время. В рамках реформирования высшего образования приоритетной задачей стоит переход России к системе бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Данная система введена во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Следует отметить, что при переходе к системе БОР многие представители университетов отмечают угрозу снижения уровня государственной поддержки образования при одновременном повышении требований к его качеству и облегчению доступа к получению. Проведенные исследования в рамках ОЭСР показывают, что рост доли государственного финансирования высшего образования имеет тенденцию к увеличению. Несмотря на экономический кризис 2008-2009 гг., ряд стран (Япония, Ирландия, Корея, Нидерланды) увеличили государственное инвестирование высшего образования. Данные по динамике развития образования в странах ОЭСР, приведенные в обзоре «Взгляд на образование: показатели ОЭСР - Выпуск 2009» (Education at a Glance: OECD Indicators - 2009 Edition), свидетельствуют, что ситуация финансирования высшего образования остается положительной.

Тем не менее, возможная в будущем угроза финансового дефицита становится одной из основных. Финансовая сфера высших учебных заведений, как в Росси, так и в мире в целом связана с двумя направлениями. Первое - повышение эффективности государственных и частных средств, поступающих в вузы; второе - эффективное распределение финансовых ресурсов внутри университетов. Преодолеть негативные последствия складывающейся ситуации возможно при использовании двух взаимосвязанных направлений: совершенствование финансовых механизмов и повышение эффективности внутреннего управления, активный поиск разнообразных финансовых источников. Стоит отметить все большее вовлечение в данный процесс частных инвесторов, процесс «индустриализации» университетов.

Данные изученных зарубежных источников и русскоязычных специальных и научно-популярных материалов убеждают, что при изменении баланса финансирования между государством и частным капиталом, при изменении способов бюджетного финансирования вузов может возникнуть реальная угроза смещения приоритетов в сторону материального, а не качественного наполнения процесса обучения. Однако традиционно университеты являются генератором, источником и трансформатором знаний. Представляется, что их роль в сложном информативном пространстве XXI века не должна снижаться.

Рябова А.А.

Есть ли будущее у высшего образования (экономический аспект)?

Опубликовано 24.01.2018 14:46 | Просмотров: 434 | Блог » RSS