23.01.2018 14:03

Художественная концептуализация ментальной категории «время» в языковой характеристике главной героини в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин

Художественная концептуализация ментальной категории «время» в языковой характеристике главной героини в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин

Актуальность изучения категории времени возрастает на фоне современных тенденций в области исследования языкового сознания творцов литературы. В этом плане один из самых интересных феноменов - языковое сознание А.С. Пушкина. В связи с этим мы рассмотрели концептуализацию ментальной категории «время» в характеристике главной героини романа «Евгений Онегин» - Татьяны Лариной.

Языковая реализация концепта «время» в образе Татьяны обозначена Пушкиным в его ядерном сегменте - «этапы различных циклов», что подчеркивается путём использования языковых репрезентантов «зари восход», «вестник утра», «восходит ... день». Время Татьяны синхронизировано с природными циклами, на которые она чутко отвечает внутренним ощущением своего собственного времени.

В письме Татьяны к Онегину с помощью репрезентантов концепта «время» создано три гипотетических проекции жизни героини: 1) Татьяна успешно скрывает свою любовь: «Сначала я молчать хотела», «Моего стыда Вы не узнали б никогда»; 2) Татьяна не знакомится с Онегиным и не мучается от любви: «Я никогда не знала б вас»; 3) Татьяна готова отдаться любви без каких-либо условий: «Судьбу мою Отныне я тебе вручаю».

Пока Татьяна ждет ответа Евгения, её время замедляется: «день протёк», «почта задержала». Зато после приезда Онегина слова с семантикой «время» эксплицируют быстроту развития событий в восприятии Татьяны: «мигом обежала», «ждала Татьяна с нетерпеньем». После отказа Онегина время героини сбилось. Художественной параллелью здесь являются пейзажные зарисовки: «В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа.». Как и душа Татьяны, природа жаждет движения вперёд, а время героини возвращается в прежнее русло. Об этом свидетельствует сон Татьяны: «пошла», «поспешный ускоряет шаг», «бежит». Время Татьяны вернулось к своему нормальному ходу после посещения кабинета Онегина, где она понимает, что его время остановилось. Этот временной ритм сохраняется у Татьяны в свете. Письмо Онегина возвращает героиню в прошлое. Несмотря на любовь к нему, Татьяна сумела переоценить прошлое: она уже не «прежняя Таня», «смиренная девочка» с «младенческими мечтами». Союз героев невозможен, так как Онегин остался в прошлом, его время застыло на месте, а время Татьяны продолжает своё развитие вместе с ней.

Евстигнеева Л.М.

Художественная концептуализация ментальной категории «время» в языковой характеристике главной героини в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин

Опубликовано 23.01.2018 14:03 | Просмотров: 633 | Блог » RSS