05.01.2018 07:27

Трудовые ценности в советском плакате (1960—1980-е гг.): опыт анализа визуально-вербальных текстов

Трудовые ценности в советском плакате (1960—1980-е гг.): опыт анализа визуально-вербальных текстов

Категория труда в советской культуре и идеологии занимала одну из центральных позиций. Власть пыталась всевозможными способами мотивировать людей на интенсивный, но, в то же время, мало оплачиваемый труд. Одним из таких средств, наряду с кино, литературой, СМИ, системой образования и т. д., был плакат, который передавал информацию в визуальной и словесной форме и занимал важное место в советском публичном пространстве. Цель нашего исследования - изучить репрезентацию трудовых ценностей в советском плакате в период, который условно можно назвать периодом «позднего социализма» (с середины 1960-х гг. по середину 1980-х.). В нашем исследовании мы используем исторический подход, сравнительно-типологический метод и семиотический анализ (Р. Барт, Ю. М. Лотман). Плакат рассматривается нами как визуальный текст, в основе которого лежат образы, символы, знаки, имеющие свое графическое воплощение.

Чтобы придать труду ценность в глазах советского человека, данная категория представлялась как средство построения коммунистического общества. Плакат как бы культивировал и актуализировал историческое сознание советского человека, помещал его в историческую перспективу (особенно актуально это было в 1960-х гг., когда власть актуализировала идею построения коммунизма в обозримом будущем): человек должен был ощущать, что он трудится ради того, чтобы в скором времени была достигнута конечная и высшая точка истории страны и человечества — коммунизм. Таким образом, труд представляется как реализация великой исторической миссии. Будучи выдающимся историческим деянием, труд в советском плакате романтизировался и героизировался, изображался через метафоры боя и борьбы. Для героизации труда, представления его как подвига авторы плакатов часто прибегали к параллелям между трудом советских людей в настоящем и героическими буднями «мифического», «легендарного» времени» — Гражданской войны. Романтизация и героизация труда были эффективным способом стимулировать на интенсивный труд молодежь.

Советский плакат стал отражением не только официальной идеологии, хотя и создавался по заказу власти. Авторы плаката не могли не учитывать психологию рядового советского человека. Именно поэтому плакат зачастую апеллировал к личностно-материальным ценностям, которые, в связи с постепенной утратой веры советских людей в скорое построение коммунизма, всё более становились близки рядовому советскому человеку.

Коробова Н.А.

Трудовые ценности в советском плакате (1960—1980-е гг.): опыт анализа визуально-вербальных текстов

Опубликовано 05.01.2018 07:27 | Просмотров: 608 | Блог » RSS