05.01.2018 07:23

Репрезентация образа России и русских в компьютерных играх

Репрезентация образа России и русских в компьютерных играх

Репрезентация – это знаковые модели, представления образа идеальных и материальных объектов, их свойств, отношений и процессов. Исследуя типы репрезентации и их изменения в процессе развития познания, мы можем корректно проследить влияние социальных и культурных факторов, политических факторов на содержание и формы. Компьютерные игры, несомненно, являются одним из знаковых примеров массовой культуры, которые наполнены визуальными маркерами для создания определенных образов наций в виртуальном игровом пространстве.

Задача исследования состояла в том, чтобы определить основные знаковые стереотипы и образы России и русских на примере нескольких десятков компьютерных игр, ограниченных выбранными жанровыми рамками: экшн, стратегия, стратегия в реальном времени, шутер.

Основными символическими маркерами, характеризующими Россию и русских в компьютерных играх, являются следующие элементы: автомат Калашникова, зима, псевдосоветская атрибутика, медведи в качестве антропоморфных помощников, ядерное оружие.

Подобные шаблоны, с помощью которых и формируется визуальный образ виртуальных героев, стирает границы при идентификации героя или противоборствующей стороны. Компьютерные игры с присутствием русских персонажей как значимых врагов продаются огромными тиражами: это серия Call of Duty, игры под общим названием Tom Clancy, серия C&C, GTA 4.

Если говорить о русских персонажах, мы можем выделить 3 типа: мафия, военные, исторические персонажи или супергерои. Как правило, образы таких персонажей заимствованы из других источников массовой культуры, в частности Голливудского кино середины 80-х - начала 90-х, где образы русских персонажей и их поступки наделялись негативными коннотациями. Образ страны остается неизменным на протяжении десятилетия существования компьютерных игр. Россия в играх представляет собой страну с высоким уровнем преступности, а единственным вариантом политического управления, согласно сюжетам компьютерных игр, является ультранационализм.

Выводы исследования могут свидетельствовать о том, что построение подобных стереотипов и видоизменение реального образа России и русских вызвано стремлением сохранить мифы в отношении нашей страны; построением собственной идентичности и проведении символических границ между «своими» и «чужими»; экономической конъюнктурой, где компьютерные игры с участием русских персонажей пользуются большим спросом у западных игроков.

Макушин А. А.

Репрезентация образа России и русских в компьютерных играх

Опубликовано 05.01.2018 07:23 | Просмотров: 695 | Блог » RSS