18.11.2017 00:24

Д.И. Менделеев о совершенствовании образовательной культуры в России

Д.И. Менделеев о совершенствовании образовательной культуры в России

«Лестницу образования надо мести сверху», - любил говорить Менделеев, один из первых пропагандистов идеи непрерывного образования. В создании новой системы образования в стране важнейшую роль Д.И. Менделеев отводил учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России», «Проект училища наставников» и «О подготовке учителей и профессоров. Каким должно быть соотношение научного и учебного знания по выбранному предмету? Менделеев без оговорок заявлял: «Тот только учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». К сожалению, как констатировал Менделеев, Россия пошла по пути сильного дробления специального образования, когда каждое ведомство создавало свое высшее учебное заведение. Преодолеть односторонность высших технических учебных заведений были призваны политехнические институты, своеобразные технические университеты.

Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом. Предусмотрел Менделеев и срок обучения: 5 лет. Весьма современны мысли Менделеева о взаимодействии географического, социально-экономического и культурного пространства в решении образовательных задач.

Русская история тесно связана с взаимодействием европейской и азиатской культур. Россия - молодое государство, и образование должно сыграть решающую роль в его развитии. В трудах Менделеева по проблемам образования наметился валеологический подход к организации процесса обучения, воспитания и развития учащихся. Весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку, а своим. В конкретных учебно-методических трудах Менделеева нашла отражение социокультурная концепция образования: наука и цивилизация, показ роли учебного предмета в развитии материальной, духовной, художественной и социальной культуры; персонификация учебных текстов; региональные, государственные и общенациональные черты развития наук и учебного знания и т.д.

Идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны и в настоящее время. В период образования акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Новые требования и проблемы школы заставляют обращаться к незамеченным ранее сторонам и деталям педагогических концепций Менделеева.

Шишкина Т.С.

Д.И. Менделеев о совершенствовании образовательной культуры в России

Опубликовано 18.11.2017 00:24 | Просмотров: 591 | Блог » RSS