22.10.2017 20:13

Жестовое поведение немцев в условиях кросс-культурной коммуникации

Жестовое поведение немцев в условиях кросс-культурной коммуникации

Наш коллективный курсовой проект по дисциплине «Немецкий язык в сфере профессиональной коммуникации» называется «Wie ticken die Deutschen?» и связан с выявлением национальной специфики вербального и невербального поведения немцев в условиях делового и неформального межкультурного или кросс-культурного общения. В докладе основное внимание было уделено жестовой коммуникации немцев и ее сопоставлению с языком жестов русских.

Проявления национальной специфики коммуникативного поведения весьма разнообразны. На основании имеющихся научных исследований можно выделить следующие основные случаи:
1. Коммуникативные признаки присутствуют в обеих сопоставляемых культурах и имеют одинаковое значение. Национальная специфика проявляется в манере исполнения жеста. Так, угрожая кому- либо (mit dem Zeigefinger drohen - грозить пальцем кому-л.»), немец сгибает руку в локте, ладонь обращена к собеседнику, указательный палец вытянут, остальные сжаты в кулак. Кисть кратко и отрывисто движется слева направо. Русский в этом случае тоже может грозить пальцем, но ладонь выставляет ребром, а кистью движет вперед-назад.
2. Коммуникативные признаки присутствуют в обеих сопоставляемых культурах, но имеют разное значение, что может провоцировать коммуникативные неудачи и ошибки. Если для русских «щелкать пальцами» - выражение радости, одобрения, а иногда досады или ошибки, то у немцев «mit den Fingern schnalzen - это жест для привлечения внимания.
3. Коммуникативные признаки присутствуют только в одной из сопоставляемых культур. Данный случай рассматривается как коммуникативная лакунарность. Например, в русской невербальной культуре отсутствует характерный для немцев жест mit den Fingerknocheln auf die Tischplatte klopfen. Это жест одобрения выступающего (говорящего) в форме стука костяшками пальцев по столу (особенно принято это делать в вузах на научных конференциях, в среде интеллигенции).

Таким образом, знание специфики невербального коммуникативного поведения позволяет избежать коммуникативных ошибок и является важным аспектом обучения иностранному языку. Не вызывает сомнения, что коммуникативное невербальное поведение должно изучаться наряду с языковыми фактами и видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.

Миненко О.С.

Жестовое поведение немцев в условиях кросс-культурной коммуникации

Опубликовано 22.10.2017 20:13 | Просмотров: 595 | Блог » RSS