08.08.2017 13:19

Формирование художественного концепта время в лирике А.С. Пушкина

Формирование художественного концепта время в лирике А.С. Пушкина

Актуальность изучения категории времени возрастает на фоне активного исследования особенностей языкового сознания творцов литературы. И в этом плане одним из самых привлекательных и загадочных феноменов остается языковое сознание великого русского поэта - А.С. Пушкина.

Время в языковом пространстве стихов Пушкина обладает концептуальным значением и является художественным концептом - комплексом познавательного и иррационального, объемлющего образы и ассоциации, личный опыт автора и его культурный фонд.

Языковые репрезентации художественного концепта время в творчестве поэта выполняют две функции: номинативную и поэтическую. В соответствии с классификацией профессора Л.Н. Михеевой, мы распределили репрезентации на семантические категории. К первой категории относятся языковые репрезентации, обозначающие будни и праздники. Вторая категория - это слова с семантикой метрических отрезков времени: век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. В стихах поэта данные лексемы вступают в синонимические отношения: век, жизнь, год - большой период времени и т.д. Третья категория - этапы различных циклов (весна, лето, осень, зима). Четвёртая категория - лексемы со значением временного определения (чудное мгновение, последний миг). Они помогают поэту запечатлеть субъективное восприятие времени в его проекции к объективному времени.

В репрезентациях-метафорах, выражающих темпоральное значение, ярко выражен оценочный момент: дни и ночи златые, а вечер скоротечный, час - незабвенный или печальный. Есть в творчестве Пушкина и целые стихотворения - репрезентации концепта время («Телега жизни»).

Концептуальное значение времени формируется у А.С. Пушкина также путем описания образа хронотопа, где важную роль играют глаголы с темпоральной семантикой: с их помощью время может быть остановлено или ускоренно в ранней поэзии, а в поздней лирике - они показывают, что время нельзя остановить, оно не управляемо. Поэт осознает это в конце жизни, и время перестает быть субъективным явлением в его творчестве.

Художественный концепт время в творчестве А.С. Пушкина формируется постепенно, вместе с поэтом, с эпохой. Следя за его художественной реализацией и трансформацией, мы приближаемся к разгадке того, как великий русский поэт воспринимает, осознает, осмысливает время, к разгадке его внутреннего мира.

Евстигнеева Л.М.

Формирование художественного концепта время в лирике А.С. Пушкина

Опубликовано 08.08.2017 13:19 | Просмотров: 662 | Блог » RSS