05.08.2017 01:00

Школа российской провинции: особенности культуры повседневности периода позднего сталинизма (1945-1953 гг. На примере г. Шуя)

Школа российской провинции: особенности культуры повседневности периода позднего сталинизма (1945-1953 гг. На примере г. Шуя)

В последнее время культура повседневности привлекает всё большее внимание исследователей, так как подробности и детали обыденной жизни позволяют лучше понять особенности жизнедеятельности общества того или иного периода. Философ Б. В. Марков рассматривает повседневность как мир обыденной жизни, как будничность в противоположность праздничности, рутинность и традиционность в противоположность новаторству. Культура повседневности человека формируется первоначально в семье, а в процессе социализации личности - в различных общественных институтах. Провинциальная школа с её функцией центра определённого культурного пространства играет в этом процессе важную роль.

1945-1953 гг. – особый период в жизни нашей страны. Великая Отечественная война в значительной степени изменила основы духовной жизни советского народа, дала импульс к перестройке мышления, в том числе и в социальной сфере. Для изучения особенностей культуры повседневности периода позднего сталинизма нами была исследована жизнь школ города Шуи, который может служить выразительным примером российской провинции.
Культура школьной повседневности? Очевидно, это сфера обыденного, заданная рамками норм, правил такого относительно автономного социального института, как школа; это часть общей культуры повседневности определённого времени, определённого народа. Она имеет материальную, идеологическую и нравственную составляющие.

Изученные нами отчёты Шуйского гороно, материалы газеты «Шуйский пролетарий» показывают, что за 1945-1953 гг. произошли существенные положительные изменения в материальной основе культуры школьной повседневности: организованы горячие завтраки; нуждающиеся учащиеся снабжались одеждой и обувью; одновременно ремонтировались школьные здания и мебель, обновлялись школьные библиотеки и предметные кабинеты. Педагогические коллективы, партийные, комсомольские и пионерские организации главной задачей школы считали повышение успеваемости, а также обеспечение неукоснительного выполнения закона о всеобуче. Не менее важной задачей было идеологическое воспитание, которому подчинялась вся учебная и внеучебная жизнь школы.

К концу исследуемого периода партийное влияние на культуру школьной повседневности приобрело тотальный характер.

Маннова А.Н.

Школа российской провинции: особенности культуры повседневности периода позднего сталинизма (1945-1953 гг. На примере г. Шуя)

Опубликовано 05.08.2017 01:00 | Просмотров: 575 | Блог » RSS