23.07.2017 12:26

Значение учения Аристотеля о материи и форме

Значение учения Аристотеля о материи и форме

Первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как природу обозначить или назвать. Существовали также проблемы движения, бытия, сущности, поиск первопричин. Главная задача Аристотеля состояла в том, чтобы при решении этих проблем избавиться от мифологизирования, от неоднозначности терминов. Путь, на котором Аристотель пытался найти точное знание, – это путь перехода от натурфилософского (наивно-материалистического) к доказательному знанию.

В теории Аристотеля ценность знания зависит от степени его обобщенности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Именно материя определяет единичное бытие предмета. Формальная, движущая, целевая причины определяют общее в предмете. Целевая причина обуславливает гармоничность картины мира, его стремление к совершенству. Кроме того, Аристотель рассматривает материю как чистую возможность: идя от формы к форме, мы встречаем высшую форму, - форму форм (Бога). Но при этом Бог есть причина движения и оформления мира, он движет, оставаясь неподвижным.

Идеи Аристотеля были продуктивно переосмыслены в средние века, именно в это время огромное влияние на Европу оказывает арабская наука. Развивается такое направление как аверроизм, которое ориентируется на труды Аристотеля. Блестяще образованный персидский философ Ибн-Сина (Авиценна) обращается к толкованию идей Аристотеля о материи и форме. Также на учения о материи и форме Аристотеля опирается доминиканский схоласт Фома Аквинский. Фома старался подчеркнуть постоянное участие Бога в качестве предельной, наибольшей активности во всех процессах, протекающих в мире.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что Аристотелю удалось перейти от мифологизирования, от неоднозначности терминов и образовать культуру научного мышления, близкого к современному, в его теории научные знания становятся доказательными и системными.

Гусева М.И.

Значение учения Аристотеля о материи и форме

Опубликовано 23.07.2017 12:26 | Просмотров: 487 | Блог » RSS