23.07.2017 12:17

Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы

Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы

В сложившейся на рынке труда ситуации, которая характеризуется очевидным ограничением свободы профессионального самоопределения, вызванным социально-экономической нестабильностью, актуальным является исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников общеобразовательной школы. В данной области научного знания еще есть большое количество мало изученных психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников общеобразовательной школы.

Целью проведенного исследования являлось установление особенностей взаимосвязи личностных свойств и психического состояния выпускников общеобразовательной школы в процессе профессионального самоопределения.

Эмпирическую базу исследования составили 60 человек - ученики 11 и 10 классов общеобразовательной школы. Основание выбора этих групп заключалось в предположении о существовании у них отличий в уровнях профессионального самоопределения и в особенностях психических состояний, связанных с ним.

Разработанная в рамках дипломного исследования комплексная методика диагностики особенностей профессионального самоопределения способствует решению актуальных методологических и методических проблем исследования особенностей процесса профессионального самоопределения, позволяет проводить оценку уровня готовности к выбору профессии. В качестве основных методик исследования использованы: опросник Айзенка; профориентационные методики (типологический опросник Дж. Холланда; опросник ДДО Е.А.Климова. Для исследования особенностей профессионального самоопределения старшеклассников нами разработана анкета.

В результате исследования мы обнаружили факты, которые позволяют сделать некоторые выводы. Выявлено значимое различие в таком психическом состоянии как активность у учеников 11 и 10 класса. У учеников 11 класса активность снижена до неблагоприятного уровня, что, по нашему мнению, вызвано ситуативным фактором, в частности, предстоящими экзаменами. Только у 10% учащихся 11 и 10 классов уровень профессионального самоопределения можно считать высоким.

Результаты и выводы данной работы могут быть использованы в работе со старшеклассниками и выпускниками школ при разработке программы и проведении мероприятий по профориентации.

Лисов Н.А.

Психолого-педагогические аспекты профессионального самоопределения выпускников общеобразовательной школы

Опубликовано 23.07.2017 12:17 | Просмотров: 455 | Блог » RSS