19.07.2017 11:33

Проявление синестезии в сонете А. Рембо «Гласные»

Проявление синестезии в сонете А. Рембо «Гласные»

Синестезия (от греч. owafoG^ou; «одновременное ощущение, совместное чувство») нашла яркое воплощение в художественных произведениях различных жанров, включая поэтические творения. Интерес к синестезии, к межчувственным соответствиям, конкретно к «цветному слуху», открыто был заявлен на рубеже XIX-XX вв. Прежде всего, предметом анализа были межчувственные переносы в поэзии. Причем оценки были весьма полярными: от признания их чудесным признаком таланта до понимания их как проявления патологии восприятия.

Имя французского поэта-символиста Артюра Рембо (Arthur Rimbaud, 1854-1891) часто приводится в связи с тем, что он продемонстрировал основные принципы синестезии в своем сонете «Гласные» (1871). В первой строке сонета Рембо распределяет оттенки цветов между разными гласными согласно собственному видению: «А noir, E blanc, I rouge, U vert, O bleu: voyelles». При произнесении каждого из гласных звуков в воображении поэта рождается определенный цвет. Подобное оригинальное восприятие, равно как и текст сонета, вызвал огромное количество комментариев и специальные исследования. Однако нет никакой возможности дать логически обоснованное толкование такой системы соответствий.

Граница между синестезией как физиологическим явлением и синестезией как метафорой является расплывчатой. Фундаментальная трудность в оценке художественного значения синестезии состоит в том, что в случае многих музыкантов и художников невозможно убедиться, испытывают ли они синестезию, имеют усиленную чувствительность междисциплинарных ассоциаций или ищут новые способы выразиться, преднамеренно размывая границы между искусствами.

Для более подробного изучения явления синестезии и ее проявлений были разработаны специальные тесты и эксперименты. Исследования показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают, по крайней мере, гласные, вполне определённо. Видимо, здесь проявляется «коллективная интуиция» людей, когда цветовое устройство мира отражается в цветовых языковых обозначениях.

Синестезия бросает вызов классическому представлению о восприятии, впервые сформулированному Аристотелем, что у каждого из пяти чувств (зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания) есть особая и надлежащая сфера деятельности. Все мы живем в мире синестезий, ибо наш обыденный язык насквозь синестетичен, являясь, по мнению одного из исследователей этого явления, «кладбищем синестетических метафор».

Дудкова Т.Ю.

Проявление синестезии в сонете А. Рембо «Гласные»

Опубликовано 19.07.2017 11:33 | Просмотров: 1128 | Блог » RSS