01.07.2017 22:51

Визуальные стратегии в советской культуре: теоретико-методологические основы исследования

Визуальные стратегии в советской культуре: теоретико-методологические основы исследования

В культуре, как и в жизни человека, роль визуальных образов сложно переоценить. Каждая культура создает свои каноны и приоритеты зрительного восприятия и конструирования, человек видит мир через создаваемые им модели, в том числе и перцептивные.

Под визуальностью имеется в виду все, что так или иначе связано со зрительным восприятием. В широком смысле, визуализация подразумевают видение - способность делать зримыми объекты и процессы. Визуальная культура - это особый феномен, требующий разностороннего изучения во всех его многообразных проявлениях, поскольку именно она наделена функцией формирования субъекта восприятия. Изучение визуальности должно включать в себя анализ различных культурных практик и технологий визуальной репрезентации и художественной образности.

Очевидно, что визуальная реальность должна мыслиться как культурный конструкт, подлежащий «чтению» и интерпретации. Такое понимание культуры в известной мере противоречит представлению о культуре как культуре письменных текстов и языковых феноменов.

Наша работа посвящена исследованию визуальных стратегий советской культуры на материалах города Иваново. В поле нашего внимания оказываются структуры воображения, основанные на использовании визуальных материалов, и, наконец, сама визуальная культура советской эпохи (в «документах» и памятниках) на материалах города Иваново. Основную цель нашей работы можно сформулировать как исследование социокультурных механизмов конструирования коллективной памяти (так называемого «коллективного бессоз¬нательного») посредством визуальных практик. В числе вопросов, на которые хотелось бы ответить, предполагаются следующие:
1. Как (и кем) формировался и как воспринимался образ социалистического мира?
2. Какую роль в материализации советских мифов играл политический дискурс?
3. Какую функцию в формировании «коллективного воображаемого» выполняли образы, продуцируемые различными визуальными практиками советской культуры?

С нашей точки зрения, изучение специфики советских визуальных практик позволит проследить формирование языка «новой идеологии», отследить процесс складывания «идеологических высказываний», государственную цензуру, и управление восприятием слушателей или зрителей при помощи специфических средств воздействия. В конечном счете, речь идет о материализации исторической памяти.

Петрова А.С.

Визуальные стратегии в советской культуре: теоретико-методологические основы исследования

Опубликовано 01.07.2017 22:51 | Просмотров: 514 | Блог » RSS