29.03.2017 12:43

Понятие «поля» в анализе художественного текста: традиции и XXI век

Понятие «поля» в анализе художественного текста: традиции и XXI век

Анализ художественного произведения являет собой довольно сложный процесс интерпретации смыслового содержания, заключенного в тексте. Но что есть текст, по каким критериям он строится и какова его основа? В XX веке стало очевидно, что этот вопрос неразрывно связан с более глобальной философской проблемой – проблемой пространства. Изучение именно этого аспекта текстового существования представляется особо важным с точки зрения методологии, применяемой в литературном анализе.

Отождествление художественного текста с пространством требует определенных методов исследования, которые позволяют раскрыть его «объемную» континуальную структуру. Это возможно выполнить только при двух условиях. Во-первых, помимо обращения к классическому моносистемному анализу, расчленяющего пространство на однородные узлы и элементы, оперирующего в основном отдельными слоями, необходимо также использовать анализ полисистемный, который раскрывает взаимодействия систем отдельных уровней. Во-вторых, обращаясь к природе художественного текста, нужно учитывать то, что он есть продукт взаимодействия многих факторов. Так, фактор среды, будучи социальным по своему происхождению, имеет первостепенное значение. Это, в свою очередь, обуславливает специальную методологию.

На данный момент все большую популярность приобретает понятие «поля» как инструмента, позволяющего создавать репрезентативные модели. В естественных и гуманитарных науках под этим термином понимается некая область взаимодействующих элементов, объединенных по какому-либо общему признаку; общность, наделенная определенной структурой, которая предполагает переходы и частичные пересечения. Такое определение является несколько поверхностным.

На сегодняшний день наиболее интересную разработку термин «поле» получил в двух сферах научного познания: социологии (т.н. структуралистский конструктивизм, П. Бурдье) и лингвистике (петербургская школа функциональной грамматики, А.В. Бондарко). Изучение социологического и лингвистического аспектов данного понятия одновременно представляет особую важность в анализе художественного текста, который имеет двойственную природу, поскольку определяется как общественным развитием, так и состоянием языка. В данной работе понятие конкретизируется и развивается применительно к различным сферам текстового существования – внутреннего (структура) и внешнего (социальная среда).

Иванов А.С.

Понятие «поля» в анализе художественного текста: традиции и XXI век

Опубликовано 29.03.2017 12:43 | Просмотров: 576 | Блог » RSS