27.03.2017 09:53

Этос художника эпохи возрождения (на материале автобиографии Бенвенуто Челлини)

Этос художника эпохи возрождения (на материале автобиографии Бенвенуто Челлини)

Понятие «этос» (греческое слово, означающее: «характер, нрав, образ жизни») используется социологами, политологами, антропологами, историками в значении: система ценностей и представлений, а также поведение, обуславливаемое этой системой, характерные для той или иной социокультурной общности в определенную эпоху (например, дворянства, буржуазии, научного сообщества, творческой элиты). Цель нашего исследования – рассмотреть этос Бенвенуто Челлини (1500–1571) как представителя творческой ренессансной элиты, а точнее одну из сторон его этоса – «стиль поведения» (синоним понятия «этос») в отношениях с «сильными мира» (вельможами, королями, папами), которые были его заказчиками и покровителями. Источником для нашего исследования стала автобиография мастера.

Прежде всего, необходимо отметить, что Челлини требовал к себе должного отношения со стороны заказчиков, считая себя одним из величайших творцов эпохи (наравне с Микеланджело и Леонардо да Винчи).

Одной из составляющих желаемого отношения к своей персоне Челлини считал денежное вознаграждение. Конечно, без достойной оплаты своих трудов он просто не мог обеспечить себе удобства для жизни и для работы, но оплата также рассматривалась им как показатель уважения к нему со стороны заказчика. Другим аспектом является предоставление художнику творческой свободы: «сильный мира» не мог, по мнению Челлини, разбираться в искусстве лучше, чем он сам, и поэтому не имел права вмешиваться в художественный процесс и давать какие-либо рекомендации.

Только проявляя уважение к Челлини (соблюдая перечисленные аспекты), заказчик мог определяться как справедливый, каким, по сути, он должен был быть всегда. Важной составляющей этоса художника были те нормы отношения к заказчику, которые Челлини считал должными для себя. Художник считал, что он вправе в отношениях с «сильными мира» проявлять свою гордость, недовольство, открыто заявлять о своих требованиях и совершать вольные поступки, влекущие немилости. Свободу выбора, действий, и мыслей художник считал неотъемлемой частью своей жизни.

Даже справедливые и добрые, в его понимании, «сильные мира» не могли изменить натуру художника и устрашить Челлини наказаниями. Он редко принимал условия заказчиков, считая это оскорблением своего самолюбия и нарушением личной свободы. Такое поведение Челлини не было исключительным, о чём говорит анализ поведения знаменитого его современника – Микеланджело.

Опарина М.А.

Этос художника эпохи возрождения (на материале автобиографии Бенвенуто Челлини)

Опубликовано 27.03.2017 09:53 | Просмотров: 557 | Блог » RSS