27.03.2017 09:47

Идея веротерпимости в культуре возрождения

Идея веротерпимости в культуре возрождения

Цель нашего исследования – изучить возникновение и эволюцию идеи веротерпимости в культуре Возрождения (XIV—XVI вв.). Данная проблема изучалась в отечественной науке (И. Х. Черняк, А. В. Журавский, Н. В. Ревякина), но мы предлагаем наиболее полный на данный момент анализ с использованием недавно введенных в научный оборот источников.

В эпоху средневековья люди враждебно относились к иноверцам. Они считали истинной и богооткровенной верой лишь христианство, арабы и мусульмане воспринимались ими как враги. Впервые новое отношение к иноверцам проявилось у Данте, предтечи европейского гуманизма. Он ранее других своих современников задумывается о несправедливости осуждения добродетельных мужей древности и иноверцев средневековья, мусульманских мудрецов, за то, что они не были христианами. Согласно христианской традиции, он не может поместить их в рай, но помещает их в 1 круг ада — Лимб, где нет физических мучений и наказанием являются невозможность видеть божество и отсутствие надежды на райское блаженство.

Идею Данте развивают Маттео Пальмиери («Гражданская жизнь», 1439) и Галеото Марцио («О непознанном», 1477). Пальмиери добродетель человека ставит на первое место не зависимо от того, каким образом он поклоняется Богу, главное это заслуги человека перед государством. Галеото Марцио говорит о том, что язычники считают свою веру истинно правильной также как и например христиане считают свою. Оба гуманиста выдвигают идею загробного спасения добродетельных язычников, что не осмелился сделать Данте.

Марсилио Фичино («О христианской религии», 1474) не выдвигает идею всеобщего спасения, но пишет о том, что все религии имеют право на существование и угодны Богу. Фичино развивает идею «всеобщей» религии, основанной на врожденном людям естественном и общем представлении о Боге.

Луи Ле Руа («О волнениях и разногласиях, происходящих между людьми из-за различия религий», 1562) воспринял идею Фичино об угодности Богу всех религий и о «всеобщей религии». Опираясь на эту идею Ле Руа осуждает ненависть и насилие по отношению к иноверцам, говоря, что это противно истинной вере. И это неудивительно, ведь он писал в эпоху ожесточённых Религиозных войн во Франции. Таким образом, зародившись у Данте, идея веротерпимости была развита итальянскими и французскими гуманистами XV – XVI вв.

Лосева М.Ю.

Идея веротерпимости в культуре возрождения

Опубликовано 27.03.2017 09:47 | Просмотров: 547 | Блог » RSS