26.02.2017 13:22

Кластер в текстильной промышленности: региональный аспект

Кластер в текстильной промышленности: региональный аспект

Кластерная стратегия – актуальный инструмент государственной политики, позволяющий добиться повышения конкурентоспособности. Понятие «кластер» впервые ввел Майкл Портер определив, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью ее окружения.

Кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний – поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом.

Кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной промышленной политике. Главная особенность кластера – его инновационная ориентированность, когда предприятия имеют конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и минимизировать затраты на внедрение инноваций. Кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: обеспечивают высокую степень специализации при обслуживании потребительской ниши.

К положительным результатам использования механизма кластера в экономике также относят:
- улучшение обмена информацией и развитие инфраструктуры;
- рост конкурентоспособности предприятия и конечной продукции;
- развитие системы высшего образования: вузовская подготовка становится неотъемлемой частью программы создания кластера;
- улучшение локального рынка труда, и, следовательно, спад безработицы.

Сегодня кластерному подходу в экономике России уделяется значительное внимание. Особое значение приобретает данное направление в Ивановском регионе в связи с принятием решения о реструктуризации существующей текстильной отрасли и создании текстильного кластера. Основная цель – сделать текстильную отрасль современной, конкурентоспособной, приносящей прибыль.

Несмотря на актуальность данной концепции, и возможных положительных перспектив, следует иметь в виду что, в российской экономике нет примера создания и использования эффективно функционирующего отраслевого кластера. В результате – не исключена возможность возникновения проблем именно в ходе реализации проектов, вытекающих из недостаточного практического опыта.

Дейкало А.А.

Кластер в текстильной промышленности: региональный аспект

Опубликовано 26.02.2017 13:22 | Просмотров: 491 | Блог » RSS