15.02.2017 19:39

Христианство в поведении древнерусских князей: отношение к мести и убийству

Христианство в поведении древнерусских князей: отношение к мести и убийству

Начиная с конца X века христианство становится официальной религией, русские князья начинают следовать определенным христианским традициям, выполнять обряды и нормы. Но можно ли сказать, что новые этические принципы, проповедуемые церковью, глубоко проникают в их сознание? Нами был рассмотрен один из аспектов данной проблемы, а именно, отношение князей к мести и убийству. В качестве источников были использованы тексты начала XII века: «Повесть временных лет» и «Поучения Владимира Мономаха».

В языческом мировоззрении убийство не считалось безусловным злом, как в христианстве, а месть воспринималась даже как обязанность человека. В христианском же вероучении важнейшую роль играет библейская заповедь «Не убий!». Уже Владимир, «боясь греха», отменил смертную казнь для преступников и заменил ее штрафом. Однако священники настояли на обратном ее введении: церковь допускала «справедливое убийство» для правителя, поставленного Богом поддерживать порядок в обществе. Таким образом, уже Владимир, крестивший Русь, старался действовать в соответствии с учением церкви.

В отношении мести церковь внушала князьям идею «Божьего суда» и смирение: только Бог может быть мстителем. Однако преемники Владимира не всегда действовали таким образом: в 1015 г. Ярослав коварно казнит новгородцев, мстя таким образом за свою варяжскую дружину, перебитую жителями города. Этот поступок вызывает явное осуждение представителя церкви (летописца). О дохристианских пережитках в поведении древнерусских князей свидетельствует «Рассказ об ослеплении Василько». Ослепленный князь вершит две мести: над «людьми неповинными и праведными» и над теми, кто его ослепил. В обоих случаях князья, с точки зрения церкви, должны были смириться и возложить отмщение на Бога. Идея «Божьего суда», проповедуемая церковью, красной нитью проходит в «Поучении» князя Владимира Мономаха. Из этого сочинения следует, что Владимир и его сын Мстислав прощают Олега, убийцу их сына и брата Изяслава, возлагая отмщение на Бога. Таким образом, можно сделать вывод, что князья, легко усвоив внешние формы религиозности, с трудом, постепенно становились христианами в этическом отношении.

Р.В. Пухов

Христианство в поведении древнерусских князей: отношение к мести и убийству

Опубликовано 15.02.2017 19:39 | Просмотров: 657 | Блог » RSS