19.12.2016 04:06

Общение при стрессе (часть 3)

Общение при стрессе (часть 3)

По окончании стадии личностной «экспансии» (а если была стадия «вынужденной помощи» партнеру, то после ее окончания) ролевые функции общающихся относительно стабилизируются. Это 4-ая стадия развития при стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить и в эмоциональном плане монотонно, и сопровождаться аффектами актами общения, как с положительной, так и отрицательной эмоциональной окраской.

Чем экстремальнее условия существования, тем труднее людям, склонным оставаться «непримкнувшими», сохранить нейтралитет перед лицом конфликтных неформальных групп.

При стрессовой активизации общения в разных условиях могут преобладать компоненты либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные), либо дезорганизующие ее (социально-печатные).

Из числа первых можно выделить три компонента общения:
1 - усиление тенденций поддержать лидирующий концепт и его носителя; это усиление склонности выделять лидера и следовать за ним; благосклонное отношение к предложениям общения со стороны окружающих.
2 - усиление у субъекта склонности к принятию на себя роли носителя или генератора лидирующего концепта, лидера группы, лидера в общении. Такие тенденции к лидированию при стрессе могут быть адекватными и неадекватными возможностями субъекта к требованиям ситуации. Во втором случае неуместные, неверные, не поддерживаемые окружающими людьми попытки руководить ими, организовывать их в коллектив может оказывать противоположный эффект, т.е. способность дезорганизации группы.
3-это чувство общности с коллективом, «чувство локтя», взаимной симпатии. Оно способствует установлению сплоченности членов группы, их солидарности, а при наличии общей воодушевляющей цели - проявлением коллективного энтузиазма.

Теперь рассмотрим общую структуру такой стрессовой социально-психологической активности, для которой характерно преобладание компонентов общения, направленных на дезорганизацию группы. В ней также можно выделить 3 компонента:
- возникновение у людей склонности к конфронтации с лидирующим концептом, с его носителями.
- возникновение неприязни к человеческим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от ответственности за общее дело, за любое дело, не рассматриваемое как личное.
- возникновение в экстремальных условиях у ряда индивидов отчуждения от интересов группы, возникающие представления о снижении значимости общих целей, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел.

Можно полагать, что указанные выше формы активизации общения в своей основе имеют адаптивное значение. Позитивные направлены на консолидацию группы коллектива, противостоящего экстремальной ситуации. Социально-негативные направлены, условно говоря, на разрушение экстремальной среды, опосредованное “ломкой” социума (группы).

Склонность к общению может снижаться при стрессе и при сравнительно удовлетворительном физическом состоянии и самочувствии членов группы. Это бывает при «интериоризации» мыслительной активности индивида при его самоуглубленности, различные формы которой характерны для хронического стресса. Интенсивность общения снижается при стрессовой самоотчужденности субъекта, когда для него, казалось бы, снижается значимость собственной персоны и отношения к себе окружающих людей.

Общение при стрессе (часть 3)

Опубликовано 19.12.2016 04:06 | Просмотров: 467 | Блог » RSS