18.11.2016 15:16

Приемы, позволяющие удержать внимание и донести до них основную идею

Приемы, позволяющие удержать внимание и донести до них основную идею

В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие:
1. Драматизация речи - эмоциональное и наглядное изображение относя-щихся к теме событий.

2. Повтор - многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор. Например, Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо". Он продолжил далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя <...>, римские всадники не выносят твоего вида <...>, рим-ский народ желает твоей гибели <...>, вся Италия проклинает тебя".
Приведем еще один пример расширенного повтора.
"Пожалуйста, примите всерьез пашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение".
Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая усыпляет или разочаровывает. Оратор-ское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

3. Цитирование - ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если ци-татами не злоупотребляют.

4. Противопоставление - должно быть ясным, но неожиданным для слу-шателя. Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!". Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"".

5. Намек - эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Например: "Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...", "Вы уже знаете, к чему я клоню".

6. Провокация - заявление, вызывающее несогласие аудитории (а, следо-вательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам.

7. Юмор - классический прием, с помощью которого можно снять эмоци-ональную напряженность.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на три-буне, который усиленно смешит сам себя. Прибегая к шутке, не следует забывать слова Писарева: "Когда смех, игривость и юмор служат сред-ством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство".

Все перечисленные здесь приемы взаимодействуют друг с другом посред-ством многообразных связей, и подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется.

Многие из выступающих употребляют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно встраивать их в ее структуру. Ора-торские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Действительно, они не только украшают нашу речь, но. главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: "Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал", "Если сердце черное, то и золотой язык не поможет", "Ножом убивают в безлюдном ме-сте, словом убивают на людях".

Приемы, позволяющие удержать внимание и донести до них основную идею

Опубликовано 18.11.2016 15:16 | Просмотров: 806 | Блог » RSS