29.10.2016 08:11

Эссе на тему «Логика и психология спора» (часть 2)

Эссе на тему «Логика и психология спора» (часть 2)

У всех разные цели и средства их достижения. Русский логик С.И. Поварнин в своей работе: «Спор. О теории и практике спора» сравнивал аргументативный процесс спора с игрой в шахматы, где каждая фигура ходит по-своему, однако тезис является королем на поле битвы и весь процесс разворачивается вокруг него. Но если у шахматных фигур есть жесткие ограничения, то у людей их нет. Значит, надо сразу настраивать себя в споре на самые непредвиденные проявления ума и чувств собеседников. Человек, подготовленный к спору, должен быть способен играть свою партию, импровизируя в условиях импровизации других, не сбивая мысль, а подхватывая ее, вливаясь в логику рассуждений другого оппонента, и придерживаясь общей темы. Рассмотрим некоторые особенности видов спора.

Аподиктический спор предполагает точное формулирование тезиса, наличие основного аргумента (достоверного утверждения – большой посылки, с которой начинается цепь умозаключений), отсутствие противоречий в рассуждениях, достоверность и достаточность аргументов. При этом умозаключения будут строиться по фигурам простого категорического силлогизма. При формальном соблюдении законов мышления и правил вывода разум приведет нас к истине путем цепочки умозаключений. Этот вид спора требует точных (научных) определений понятиям, доказанных научных положений в качестве больших посылок, установленных фактов, ясно сформулированных проблем, надежных аргументов и понимания сути разногласий (спорного вопроса).

Психологический аспект аподиктического спора, когда его ведут оба участника и цель у них одна – найти истину или хотя бы приблизиться к ней, – заключается в том, что противники проявляют себя психологически симметрично, т.е. осуществляют взаимную проверку достоверности тезиса (пропонента) и антитезиса (оппонента). При этом, глубоко уважая друг друга, они дают адекватные оценки суждениям собеседника, побуждают взаимно к уточнению и исправлению формулировок, толкований, определений, проявляют терпение, стремятся прояснить взгляды соперника, ищут и замечают то, в чем противник прав. Вся их деятельность направлена на взаимную коррекцию точек зрения.

Эссе на тему «Логика и психология спора» (часть 2)

Опубликовано 29.10.2016 08:11 | Просмотров: 564 | Блог » RSS