21.05.2014 22:44

Современные потребительские практики российского среднего класса: региональное преломление

Современные потребительские практики российского среднего класса: региональное преломление

Современные потребительские практики российского среднего класса: региональное преломление

Современность российского общества сопровождается процессами его социокультурной трансформации. В общероссийской реальности отмечено активное проникновение тенденций потребительского общества. Российский социум все более приобретает параметры, характерные для общества потребления. Не только в столицах, но и провинции, в том числе в регионах, еще недавно рассматривавшихся исключительно в параметрах депрессивных, рождаются практики демонстративного потребления и других стилевых предпочтений в потреблении. Их истолкование включает в себя совокупность определённых отношений, ценностей и систему знаковых воплощений, к которым апеллирует человек в ходе совершения потребительских практик. Их реализация накладывает на человека особый отпечаток, становится конструирующим элементом повседневной жизни.

Другим ярким проявлением перестройки российского общества, но теснейшим образом связанным с выше очерченными тенденциями, исследователи считают формирование среднего класса. По нашему мнению, специфическим маркером образа и стиля жизни человека из среднего класса выступают его потребительские практики. Представители среднего класса следят за своим здоровьем, заботятся о красоте своих зубов, прибегая к имплантации зубов в клинике. Осуществляется не только имплантация зубов, но и протезирование, лечение кариеса, металлокерамика, виниры. Фраза: «В человеке должно быть все прекрасно» находит свое воплощение в жизнь. Исходя из этого, свой подход к пониманию феномена среднего класса мы строим через призму его потребительского поведения. В Иванове, несмотря на специфику его моноспециализации в текстильном прошлом и на все трудности жизни в условиях стремительной и масштабной трансформации, тоже идет формирование слоя людей, чей образ и уровень жизни позволяет отнести их к среднему классу, и активность которого в сфере потребления является объектом нашего изучения. За последнее время существенно изменился и облик самого Иванова, преимущественно за счёт развития сферы потребления. Ивановский потребительский ритм все более строится по столичному образцу.

Ивановцы из разных социокультурных страт, сталкиваясь с механизмами осуществления потребительских практик, вырабатывают свои способы восприятия и адаптации к ним, вкладывают в них свой прагматический и культурный смысл. Особенно ярко это проявляется в среде представителей среднего класса, как слоя общества, наиболее интенсивно использующего механизм демонстративного потребления для своей социальной и культурной идентификации.



Современные потребительские практики российского среднего класса: региональное преломление

Опубликовано 21.05.2014 22:44 | Просмотров: 1537 | Блог » RSS